Рейтинг@Mail.ru

Разноцветный город: омский стрит-арт

28.05.2018    35239

Городская среда решает все! Ухоженный двор с яркими клумбами или местный бродвей, сияющий яркими красками и огнями, могут поднять настроение не хуже, чем хорошая погода или новое платье. А вот серые стены, обшарпанный подъезд, полинявшие за зиму лавочки, тоскливо жмущиеся к облезшему фасаду, – верный путь к весенней хандре. Если вас хоть раз в жизни посещало желание нарисовать на скучной стене дома напротив жирафа или космическую ракету, знайте: вы не одиноки! Художники, уже много лет делающие наш город ярче, участники российского фестиваля уличного искусства «Стенограффия» Александра Хохлова и Марат Абишев рассказали о том, как искусство преображает город и что нового готовит нам новый сезон стрит-арта в Омске.

Стрит-арт в переводе с английского – «уличное искусство», как массовое явление оно зародилось в Нью-Йорке в 1960-1970-е годы и выросло из стихийного и хулиганского граффити – рисунков и надписей на городских стенах и других пригодных для художества поверхностях. Именно поэтому многие до сих пор относятся к стрит-арту с подозрением, путаясь в понятиях и причисляя уличное искусство к акту вандализма. Однако на сегодняшний день волна стрит-арта, вобрав в себя самые разнообразные формы, стили и техники, в том числе и граффити, прочно заняла свое место в мировом искусстве.


Ул. Масленникова, художник М. Абишев

По словам омских художников, до нашего города стрит-арт добрался сравнительно недавно – в 2000-х годах. На сегодняшний день в Омске работают десятки свободных мастеров граффити и несколько уже признанных в других городах художников стрит-арта.

«Граффити – это почти как спорт, ребята просто идут с баллончиком по городу и рисуют, стрит-арт – это уже официально согласованная вещь, но большинство уличных художников вышло из граффити. Начинают рисовать более серьезные вещи и переходят в нишу стрит-арта», – рассказывает Александра Хохлова.

«Стенограффия-2017», «Спасибо», ул. Магистральная, 29, территория ДКБ № 3, художники: гр. «Крепкий палец»

К стрит-арту, поясняет Александра, относят и настенную монументальную роспись и барельефы и мозаики, все то, что активно использовали в советское время. В СССР монументальная роспись была мощнейшим инструментом пропаганды.

«Я вышла, скорее, из этой школы – закончила отделение монументальной живописи художественно-графического факультета ОмГПУ, – говорит Саша Хохлова. – Я кайфую от огромных разрисованных стен». Сегодня Александра – одна из основательниц некоммерческого объединения уличных художников «Крепкий палец» и автор проекта по продвижению стрит-арта в Омске «Масштаб 1:100».

Граффити, посвященное погибшим велосипедистам С. Ефимову и председателю омского велоклуба «Цепная реакция» В. Кабанову. Художники А. Мелентьев и М. Абишев, ул. Масленникова, 2016

Другой известный в Омске уличный художник, Марат Абишев, шагнул в ряды стрит-арта с капота аэрографии и теперь рисует на всем: машинах, стенах, фасадах зданий и холсте. «С 2010 года работал в студии аэрографии в Подмосковье, – рассказал Марат. – Десятки автомобилей, мотоциклы, велосипеды – все проходило через мои руки. Изучил все тонкости технологии работы с автомобилями и малярное дело. Там же начал рисовать и в интерьерах. В 2012-м вернулся в Омск и познакомился с Алексом Мелентьевым, одним из омских пионеров граффити. Он научил меня держать в руках баллон, с ним же я впервые вышел рисовать на улицу». Вместе граффити-художники создали студию художественной росписи «214art», и теперь их работы появляются в разных городах России.

Граффити, посвященное нападающему омской хоккейной команды «Авангард» А. Попову, художник М. Абишев, 2016

«Стрит-арт необходим любому городу, – уверен Марат Абишев. – Есть художники галерейных форматов, живописцы академических традиций, а есть те, кто решился выйти на улицу, – монументалисты. Мы – новая волна, и надо сказать, что качество работ современных художников уже достигло высокого уровня. Властям и бизнесу пора обратить внимание на стрит-арт как на конструктивное явление. Хороший качественный рисунок всегда привлечет внимание, может стать такой же частью города, как и его архитектура».

Ул. Масленникова, художник А. Хохлова

«Уличное искусство – это полезно! Вот я иду по городу и вижу интересно расписанную стену, это вырывает меня из рутины, отвлекает от грустных мыслей, – говорит Александра Хохлова. – Стрит-арт – инструмент, с помощью которого можно поднять эмоциональный уровень людей, развеять пессимистические настроения в Омске. Стрит-арт развивает воображение и вкус жителей. Искусство всегда побуждает человека к хорошему, будоражит душу, способствует духовному росту».

Ул. Чокана Валиханова, 11, роспись фасада для рекламы «Леруа Мерлен», агентство Streetart Художники С. Акрамов и А. Топоров

Во всех крупных городах мира уличное искусство уже давно взяли на вооружение бизнесмены. Росписи и граффити часто используют в рекламных целях, такая оригинальная реклама обращает на себя больше внимания, чем консервативные баннеры и вывески, и гораздо естественнее вписывается в городскую среду, действительно украшая пространство. В нашем городе, с грустью констатируют омские художники, предприниматели отдают предпочтение плохо сверстанным баннерам, в редких случаях граффити используется в дизайне интерьеров. Пока единственным примером качественной стрит-арт-рекламы остается фасад 5-этажки на ул. Чокана Валиханова.

Мкр. Рябиновка, художник М. Абишев

Особенно обидно, что городские чиновники не замечают практических перспектив, которые открывает стрит-арт, хотя бы с точки зрения жилищно-коммунального хозяйства. Ведь монументальные росписи и граффити – это достаточно бюджетный вариант косметического ремонта фасадов, благоустройства дворов, парков, облагораживания внешнего вида таких утилитарных объектов, как трансформаторные будки, заборы, трубы и т. д.

Последние 10 лет отношение к стрит-арту в Омске медленно меняется к лучшему: появились 5 относительно легальных площадок для свободного граффити: стены на ул. Масленникова и ул. 9-я линия, заборы рядом с ТК «Континент», «Арена-Омск» и в парке «Зеленый остров». Также городские власти разрешили художникам расписать несколько подземных переходов, предварительно согласовав эскизы.

«Со стрит-артом у нас пока туго, для города-миллионника его очень мало, – говорит Александра Хохлова. – Не хватает «продвиженцев», потому что официально согласовывать в Омске сложно. На это уходит куча сил и времени, а рутина убивает энтузиазм».

Дом по ул. Кирова, 22, 2011 г., авторы – художники компании «Астрея-Гарант»

Проще всего, делятся опытом художники, договариваться с обычными собственниками стен, если же требуется разрешение от департамента архитектуры и градостроительства, то согласование может занять несколько месяцев, включая такие мероприятия, как сбор подписей и так далее.

Так, например, приходилось собирать подписи с жильцов 9-этажек команде художников-альпинистов строительной фирмы «Астрея-Гарант». Четыре огромные фасадные картины в буквальном смысле прославили Омск на всю страну в 2011-2014 годах. При этом 3 работы по инициативе директора компании Ивана Гончарова были написаны бесплатно в качестве подарка городу.

Дом по ул. Харьковская, 19, «Чур-Чурило», 2014 г., художники компании «Астрея-Гарант»

Во всех работах монументалисты придерживались славянской тематики: «Витязь», «Иван Купала» (Космический проспект, д. 32, 2013 г.), «Чур-Чурило». По словам Ивана Гончарова, роспись фасада 9-этажного дома обошлась в среднем в 80-120 тыс. рублей. Такой щедрый дар городу продиктован желанием художников сделать жизнь в Омске лучше.

«Стенограффия-2016». Музыкальное училище им. Шебалина. Художник А. Топоров

Новой вехой в жизни омского стрит-арта стал 2016 год – в нашем городе впервые прошел российский фестиваль уличного искусства Stenograffia.

Фестиваль появился в Екатеринбурге в 2010 году и проводится ежегодно. Каждое лето в нем участвуют сотни художников из разных городов России. Семь лет «Стенограффии» сделали Екатеринбург своеобразной сибирской Меккой граффити и стрит-арта, оставив в городе след из нескольких сотен объектов уличного искусства. Пока Омску в плане стрит-арта далеко до Екатеринбурга, но даже 2 прошедших фестиваля оживили и украсили город.

«Стенограффия-2016», «Манас», ул. Ч. Валиханова, 11, художник Константин Zmogk

«Омичи еще не привыкли к стрит-арту, обычно у людей даже мысли такой не появляется, что на домах можно рисовать, – говорит Александра Хохлова. – За что я люблю «Стенограффию» – они популяризируют стрит-арт. Чем больше будет появляться росписей, тем больше люди будут узнавать, да и власти со временем начнут более лояльно относиться к этому виду искусства».

Александра искренне надеется, что когда-нибудь согласовать творческие проекты с администрацией города станет легче и, возможно, в Омске появятся целые арт-улицы и множество ярких стрит-арт-объектов.

«Стенограффия-2017», «Брахиозавр», ул. Заозерная, 36/1, художник А. Топоров

Третий в Омске фестиваль «Стенограффия» пройдет этим летом 27–29 июля. В украшении своего города могут поучаствовать и люди, которые не умеют рисовать, предложив организаторам «свою» площадку, скучную стену или любую другую поверхность. То, что лед омского стрит-арта тронулся, доказывает и крупный граффити-проект, уже согласованный с мэрией. В начале этого лета в Чкаловском поселке появится 80-метровая стена Егора Летова. Росписи будут выполнены молодыми мастерами стрит-арта совместно с Союзом художников.

«Стенограффия-2017». «Пионы», ул. Красный Путь, 69. Художники Игорь Митюнин (Frayo) и Полина Разикова

Марат Абишев мечтает о том, чтобы в городе стало как можно больше красивых стен, чтобы к нам приезжали художники из разных городов и стран, получая разрешения на роспись фасадов.

«Хотелось бы, чтобы омичи не боялись сотрудничать с художниками, будьте добрее, особенно когда видите рисующих на улицах людей, – обращается к горожанам Александра Хохлова. – Мы часто сталкиваемся с недоверием, особенно когда только приступаешь к росписи, люди видят на стене лишь первые линии и им еще непонятно, что это будет».

Доверяйте художникам, чтобы город расцвел яркими красками! Вместе мы сможем побороть серость и скуку городского ландшафта, уверены омские мастера стрит-арта.

Анна Акелькина